ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ"

***Уважаемые работодатели! Вы можете воспользоваться субсидированием найма из ФПСС РФ согласно постановлению Правительства РФ № 362 от 13.03.2021 (с изменениями). Информацию о получении субсидии можно получить в Республиканском центре занятости населения по тел. 58-04-74 ***
» » Рекомендации для родителей по профориентации старшеклассников

Рекомендации для родителей по профориентации старшеклассников

 


Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они помогают ребенку определиться, а не определяются вместо него, ведь всем хочется обеспечить благополучное будущее своим детям.

  

Большинство подростков в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. Растерянность подростка, когда ему предлагают определиться в таком важном вопросе, вполне понятна, так что вряд ли родителям стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор.

В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение» - событие, которое часто в корне меняет всю жизнь. Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, воспринимается как скучная, тягостная обязанность.

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему справиться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Как это сделать?

5 ШАГОВ К РЕШЕНИЮ

ШАГ 1.

Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. 

Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2.

Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. 

Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителей - выступить экспертами, поделиться той информацией, которой они владеют: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает, какие профессии сейчас востребованы на рынке труда.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему поваром - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной профессии соответствуют действительности.

ШАГ 3.

Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. 

Чтобы выбрать профессию, необходимо познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям.

          Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

При необходимости, получить помощь специалиста по профессиональной ориентации Вы можете в территориальном отделении Фонда социального страхования на случай безработицы Луганской Народной Республики по месту жительства

ШАГ 4.

Посетите с ребенком «день открытых дверей» образовательных учреждений. 

Посоветуйте своему ребёнку не придавать большое значение таким походам - ведь совсем не обязательно, что именно здесь он захочется провести свои лучшие годы. Пускай идёт туда как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 5.

Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. 

Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?

Наличие альтернативы позволит снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Дайте максимум информации о разных профессиях.

Поддерживать ребенка - значит верить в него!

     Поделитесь этой новостью